Большой тест аккумуляторных батарей |
Автор: Blackov | ||||||||||||||||
08.04.2009 21:18 | ||||||||||||||||
Большой тест аккумуляторных батарей Для машины учавствующих в соревнованиях по автозвуку в дисциплине СПЛ – абы какая АКБ не подойдет. От чего отталкиваться при выборе? От цены, размера, марки? Или от номинальной емкости в ампер-часах? Но это тоже косвенный показатель, который некоторые производители вообще игнорируют при маркировке. Что же касается специалистов, то они считают наиболее значимой характеристикой АКБ пусковой ток. Чем он больше, тем батарея мощнее. Но и тут путаницу вносит разнобой международных и национальных стандартов измерения этого тока и маркировки аккумуляторов, из-за чего одна и та же цифра может относиться к батареям, различающимся по характеристикам в разы. Для теста были отобраны 16 моделей, представленных в 32 изделиях (по два образца для достоверности результатов и подстраховки).
Технические данные участвующих в тесте батарей
Разноцветная экзотика Аккумуляторы с цилиндрическими банками и спиральными электродами называют в обиходе гелевыми, но правильно их именовать AGM-батареи. Наиболее известны изделия двух американских марок - Optima и Pro Comp (у последней нет собственного аккумуляторного производства, и под ее лейблом продается продукция концерна Exide). Обе фирмы предлагают любителям офф-роуда по две модели - мощную стартерную и выносливую лебедочную (различаются по цвету крышки: у первых - красная, у вторых - желтая). Чтобы выяснить разницу между марками и типами, мы выбрали Optma D 34/78 и два варианта Pro Comp HDX Orbital Super. Специальные внедорожные батареи выпускает и компания Deka. Их главная особенность - миниатюрные размеры и легкость при большой мощности и токоотдаче. Подобранный в магазине под наши “цифры” аккумулятор этой марки оказался настолько меньше и легче всех остальных, что мы даже усомнились, не напутали ли чего продавцы. Но нас уверили, что все правильно, и для “дизельного Isuzu Trooper с лебедкой Come Up 9000″ (наш стандартный ответ на вопрос: “Для какой машины выбираете?”) модели 7AG35MF хватит, что называется, “за глаза”. А вот аккумуляторы марки American, напротив, отличаются избыточным весом и нескромными габаритами. Именно по этим причинам их также настоятельно рекомендуют для применения на внедорожниках. Задумавшись о важности размеров, мы взяли две батареи: 105D31L (700А) и 65850 (850А). У меньшей по габаритам оказался заявлен более высокий пусковой ток! Оставшиеся типы Лидеры на рынке универсальных АКБ - немецкие марки Bosch и Varta, выпускающие батареи с добавлением серебра в свинцовый сплав плюсовых пластин. Ну что, будем равняться на лидеров? Оба Bosch Silver не вызвали подозрений, а вот Varta Blue Dynamic озадачила? Две батареи, одинаковые по заявленным характеристикам и приобретенные в одном месте, оказались совершенно разными по внешнему виду наклеек на корпусе. Подделка? Небольшое расследование прояснило, что в данном случае обошлось без криминала. Батареи были изготовлены на разных заводах. Из аккумуляторов среднего ценового уровня мы выбрали популярные у российских автомобилистов турецкие батареи - Mutlu Mega и Inci Aku (одна из торговых марок уже упоминавшегося концерна Exide). Ценовую конкуренцию им составляют российские батареи “Титан”. Тут мы выбрали две модели - обычную и предназначенную для особо тяжелых условий эксплуатации Arctic. Чуть дешевле стоят выпускаемые у нас же батареи французской марки Prestolite (модель 575.31). Ну а из низшего ценового диапазона мы выбрали польский Jenox 080616 (новинка российского рынка), традиционный российский ЗиД-75 и белорусский “Зубр” 6СТ-72А3. Собрав вышеперечисленное богатство, мы отправились в аккумуляторную лабораторию ФГУП НИИАЭ. По нашей просьбе здесь провели целую серию испытаний, включающую как типичные циклы по ГОСТ 959-2002, так и специальные опыты, моделирующие различные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации АКБ в условиях бездорожья. Осетрина второй свежести Замерив начальную плотность электролита (у всех, кроме AGM-батарей) и напряжение на полюсах, мы выяснили, что ни одну из батарей нельзя считать полностью заряженной. Почти заряженными оказались оба Inci Aku, оба American 700, и одна из батарей из American 850. И еще нюанс - у “арктического Титана” оказалась повышенной до 1,30 плотность электролита, что допустимо лишь в случае эксплуатации батареи зимой в северных районах. А вот при температурах выше нуля такой электролит быстро выводит пластины из строя (его разбавили до требуемых 1,28). Наименее же заряженными к нам в руки попали обе Optima и один красный Pro Comp. Да и три других Pro Comp и две Deka оказались немногим лучше. Впрочем, первичная заряженность лишь говорит о состоянии АКБ на момент продажи. Чем дольше ждет аккумулятор своей участи, тем сильнее обычно он разряжен. В нашем случае даты выпуска батарей (покупателю их выяснить нелегко - производители шифруют эту информацию, а продавцы априори уверены в свежести товара) подтвердили указанную выше причину различия состояний. К слову, для сертификационных испытаний по ГОСТ допускаются батареи, выпущенные не более чем месяц назад. Попытавшись найти таковые для нашего теста, мы потерпели фиаско. В лучшем случае нам предлагали “двухмесячные” батареи, а с момента выпуска Optima и Pro Comp и вовсе прошло от девяти месяцев до года. Чем грозит покупателю “лежалый товар”? Ничем, если он не планирует прямо без подзарядки начинать разматывать лебедку и “вытаскивать застрявший трактор”. После длительного хранения батарея в идеале требует зарядки и постепенной “раскачки”. Чтобы получить на выходе корректный результат, программу испытаний построили строго определенным образом, наиболее эффективно приводящим “застоявшиеся” аккумуляторы в чувство. Размер имеет значение Перед началом цикла требуется проверить резервную емкость батарей в состоянии “как есть”. Резервная емкость - один из наиболее важных показателей батареи. Она определяет время, которое бензиновый автомобиль с неработающим генератором сможет передвигаться “дождливой ночью”, т.е. с включенными фарами и дворниками. Ток разряда в этом случае принято считать равным 25 А. Результат оказался неутешительным: практически на любом свежекупленном аккумуляторе далеко не уедешь. Позже, зарядив “под завязку” уже успевшие прийти в себя после двух циклов испытаний батареи, мы вновь провели проверку резервной емкости. Наиболее емкими оказались большие 700-амперные батареи American (они позволяют ехать без генератора чуть менее трех часов). Вторую строчку (с огромным отрывом от третьей позиции) заняли их 850-амперные родственники меньших габаритов. Ну а наименее емкой оказалась миниатюрная Deka (ее результат - час сорок). Выходит, размер и в самом деле имеет значение. Теперь займемся математикой. Зная, что по ГОСТ батарея номинальной емкостью 75 Ач должна “ехать” 127,5 минут, несложно подсчитать, что на American можно смело клеить табличку 100 Ач, “Титан” Arctic и Bosch превышают заявленные “часы” более чем на 10 пунктов, да и Optima со своими 55 Ач поскромничала - ее емкости хватит на 80 с гаком. А вот Jenox - наоборот, и его было бы правильнее назвать не 80-й, а 74-й батареей. Мороз и солнце Между двумя испытаниями на резервную емкость, в соответствии с требованиями ГОСТа, мы провели тест на ток холодной прокрутки по типовой методике европейского стандарта. Этот ток (еще он именуется пусковым) считается самым важным показателем мощности батареи и должен быть обозначен на каждом аккумуляторе. Но одно дело - обозначить, а другое - выдать? Чтобы оценить истинные характеристики батарей, мы заморозили их до -18°С и затем разряжали номинальным током холодной прокрутки (EN) в течение 10 секунд (при этом напряжение не должно упасть ниже 7,5 В). Но на этом издевательство не закончилось. После десятисекундной паузы подопытных продолжали разряжать током 0,6 от EN до напряжения 6 В. По ГОСТ, аккумулятор должен выдержать “вторую часть мерлезонского балета” не менее 1,5 или 2,5 минут в зависимости от условий применения АКБ. Строго говоря, тест не является сравнительным, так как токи разряда для каждой батареи свои, но с учетом сравнения номиналов пускового тока каждой модели он дает наглядное представление о способностях испытуемых. Но тут стоит оговориться. На “внедорожных” аккумуляторах пусковой ток был обозначен по американскому стандарту, и при более жесткой европейской методике исследования (а именно ее мы применили в этом тесте) номинал следовало бы пересчитать, и цифра бы уменьшилась. Но мы этого делать не стали. Во-первых, существующая на этот случай математическая формула имеет достаточно большую погрешность. А во-вторых, кому больше дано, с тех больше и спрашивают. Для российских же батарей “Титан” и “ЗиД”, пусковой ток которых был обозначен по уже не действующему западногерманскому стандарту DIN, величина была пересчитана в EN. Этикетка Jenox умалчивает о пусковом токе как таковом. Поэтому волевым решением начальника лаборатории им было присвоено 600 А. На пробу. Резервная емкость аккумуляторов, мин.при температуре +25°С и расчет номинальной емкости, Ач Уже первый цикл испытаний показал, что по пусковому току Optima, оба Pro Comp и Deka имеют огромный запас. Он гораздо больше, чем у всех остальных, но и отдают они этот ток сравнительно недолго. Например, обе Deka, оба желтых и один красный Pro Comp до полутора минут не дотянули. А вот у American (обоих типов) нелишний на бездорожье запас “электрической прочности” укладывается в разницу между EN и ССА (по двум частям испытания они немного не уложились в ГОСТ). Что же до остальных участников теста, то “норматив по напряжению” безоговорочно не сдали “ЗиД” и Jenox. Впрочем, всю группу, в соответствии с методикой, еще ждал “перезачет” через один цикл - после второй оценки резервной емкости. Повторный опыт показал, что в первый раз AGM-аккумуляторы не полностью “проснулись” после прилавка. А проснувшись, они ушли в еще больший отрыв от всех остальных аккумуляторов по напряжению на 10-й секунде. Правда, при дальнейшем разряде желтые Pro Comp снова не уложились в заветные 1,5 минуты (правда, теперь им не хватило лишь 10 и 7 секунд соответственно). Аккумуляторы Amercan подтвердили прежний результат (при этом один из 700-амперных таки дотянул до 7,53 В и, соответственно, норматив сдал). Что же до “ЗиД” и Jenox, то первый улучшил свои показатели, но совсем чуть-чуть не дотянул до требуемых 7,5 В, чтобы подтвердить 580 А, указанные на этикетке. А вот второй остался при своих. Да, похоже, что “расчетных” 600 А EN для него много. А вот до 2,5 минут не дотянул никто. Испытание током холодной прокрутки (EN) при -18°C Гуси-лебеди После четвертого цикла испытаний по ГОСТ мы сымитировали в лабораторных условиях “езду на лебедке”, то есть разряжали каждый аккумулятор током 250 А до напряжения 10,5 В. При этом напряжении лебедка обычно перестает тянуть, так как многократно повышается разрядный ток и аккумулятор “заканчивается”. Но на этом значении решено было не останавливаться и продолжать нагружать аккумулятор до 9 В. Под нагрузкой у всех сразу происходит резкое падение напряжения, но падает оно по-разному, составляя на 30-й секунде от 11,58 В у красного Pro Comp до 10,77 В у Jenox. После этого кривая падения напряжения становится пологой, и линии в большинстве оказываются параллельными. Чем выше линия на графике, тем, соответственно, дольше и активнее аккумулятор крутит лебедку. Ниже 10,5 В напряжение вновь начинает падать быстрее, и кривая постепенно становится все круче. По форме графика от всех остальных отличаются AGM-батареи. У них напряжение падает медленнее в первой фазе разряда и быстрее - во второй. А затем, ниже 10,5 В, и вовсе обрушивается вниз. Такая характеристика говорит о том, что батареи этого типа обладают меньшим внутренним сопротивлением и лучшей токоотдачей при относительно небольшой номинальной емкости. Для работы с лебедкой это оптимальный вариант, так как подобная характеристика свидетельствует о более высокой стойкости батареи к разряду большим током и, соответственно, большей скорости работы лебедки. Анализируя полученный график и результаты предыдущих тестов, можно сделать и другой вывод: чем больше ток разряда, тем лучше показатели AGM-батареи относительно традиционных. Малое внутреннее сопротивление будет обеспечивать и более быстрый заряд батареи при прочих равных. Сходную форму во второй и третьей фазах имеют кривые Deka. Но за счет значительной просадки напряжения в начале цикла, эти аккумуляторы показали посредственный результат. А вот оба типа American отличились пологой характеристикой. Сказалась повышенная емкость. Если же говорить о батареях среднего ценового уровня, то тут в лидеры выбился Bosch, а вслед за ним выстроились “Титаны” и Varta. При этом разница между показателями двух немецких марок, идентичных по конструкции и заводским данным, оказалась весьма приличной - порядка 40 секунд при напряжении 10,5 В. “Лебедочным током” были протестированы все 32 аккумулятора, и ни одна из пар не показала абсолютно одинаковый результат. Максимальная “вилка” оказалась у красного Pro Comp (почти минута при 10,5 В), что, впрочем, не помешало ему остаться в числе лидеров. Наиболее же стабильными в этом тесте были признаны дуэты Vata и Inci Aku. Водные процедуры Герметичность аккумулятора - не самое бесполезное свойство с точки зрения офф-роуда. Для начала нальем в аквариум воды и по очереди опустим туда все батареи. Последовавший замер плотности электролита показал, что лишней воды внутри ни у кого нет. Напоследок мы разложили все аккумуляторы на столе в перевернутом состоянии. Теоретически полностью герметичными считаются только AGM-батареи (для сброса избыточного внутреннего давления у них предусмотрены газовые клапаны). Остальные аккумуляторы имеют более свободное сообщение с атмосферой и разные варианты вентиляционных каналов - от банальных дырок в пробках до сложных лабиринтов со специальными поролоновыми препятствиями. В теории любой кислотный аккумулятор традиционной конструкции может протечь. А что же на практике? Сразу после переворота полился электролит из-под крышек “ЗиД” и Jenox, начала протекать одна из пробок Prestolite, через полторы минуты к ней добавилась другая. На восьмой минуте потек и обычный “Титан”. Что же до остальных аккумуляторов, то, пролежав на боку полчаса, все они остались совершенно сухими. Итог полутора месяцев Ну, вот вроде бы и все. Лабораторные испытания, занявшие полтора месяца, завершены. Можно делать выводы. На наш взгляд, все достаточно очевидно. Лучше других для внедорожных условий эксплуатации из участников нашего теста приспособлена Optima. Этот аккумулятор обладает отличными тяговыми свойствами, способностью самостоятельно восстанавливать часть потенциала после глубоких разрядов и быстро “наполняться” при заряде. У Optima только один недостаток - очень высокая цена. Кроме того, он (как и Pro Comp) наиболее требователен к состоянию реле-регулятора автомобиля, так как в принципе не поддается доливке в случае перезаряда и выкипания. Те же самые свойства, но выраженные в чуть меньшей степени, характерны и для батарей Pro Comp. Правда, мы так и не поняли разницы между “желтой” и “красной” моделью, за исключением того, что “желтая” по всем параметрам оказалась несколько слабее. И при одинаковой цене мы отдаем предпочтение “красной”. Мощную конкуренцию технологии AGM составляют батареи American, особенно если учесть, что они почти вполовину дешевле и у них самая высокая резервная емкость (а значит, и максимальная длительность работы при разряде малым током). С другой стороны, они, как и все, содержащие кальций в пластинах, быстрее выйдут из строя при регулярных глубоких разрядах. Не скроем, Deka нас разочаровала: один из самых дорогих образцов показал более чем посредственные результаты. Впрочем, отчасти мы сами виноваты - выбрали немного не то (если бы выбрали “то”, цена вопроса была бы еще выше). С другой стороны, все показательно: при соблюдении традиционной конструкции аккумулятора чудес с уменьшением размеров и материализацией духа не бывает. Но ситуация не безнадежна. Форма кривой разряда, напоминающая смещенную вниз характеристику AGM-батарей, говорит о потенциально высоких возможностях более крупных образцов марки Deka. Знаменитые немецкие марки Bosch и Varta держат планку достойно. Это действительно добротные батареи, но если сравнивать, то Bosch, вне всяких сомнений, лучше. Для достигнутых в нашем тесте результатов Varta чересчур дорога. Из недорогих батарей безусловный лидер - российская марка “Титан”, особенно в модификации Arctic. Мы бы даже рискнули называть эти аккумуляторы лучшими из тестируемых по соотношению характеристик и цены. Что же касается остальных? Обе турецкие марки и белорусский “Зубр” (особенно с учетом его цены) можно считать твердыми середнячками. А вот Prestolite, “ЗиД” и Jenox мы бы порекомендовали лишь тем, кто возит лебедку исключительно в качестве модного аксессуара. Материал взят с сайта bassclub.ru, (c) Журнал OFF-ROAD-DRIVE |
||||||||||||||||
Обновлено 09.04.2009 11:36 |